Блог логопеда

Обзор работы логопункта

На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющих простую и сложную дислалию (ФНР), фонетико-фонематические нарушения (ФФНР) и общие нарушения речи (ОНР I-IV уровень).

Занятия логопеда с такими детьми проходят 2 раза в неделю с условием, что родители закрепляют полученные навыки дома, занимаясь по заданиям логопеда. Количество детей для логопункта ограничено — 24 человека на год. В первую очередь зачисляются дети предшкольного возраста , а на оставшиеся места — дети 5 лет.

Дети, страдающие заиканием, тяжелым недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены на ПМПК. В случае отказа родителя ребенка со сложной речевой патологией прохождения ПМПК - учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.

Задачей работы логопункта в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду.

Речь ребенка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребенку предстоит научиться правильно произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью. Ребенок учится говорить на примере близких ему людей!

Уважаемые родители!

Будьте лучшими помощниками Ваших детей!

Если Ваш ребенок посещает логопедический кабинет, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже два занятия. Для этого требуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителя.

Исправление звуков производится поэтапно:

1-ый этап подготовительный — специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и т. д.

2-ой этап — постановка (вызывание звука по подражанию или при помощи специальных приемов.

3-ий этап — автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях)

4-ый этап — дифференциация (в случае замены одного звука на другой).

Подготовительный этап и этап закрепления звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться.

Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

Если звук еще нее произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику. Если звук поставлен — закрепляйте его: называйте картинки, определяйте место звука в слове, составьте предложения с данными словами, выполняйте домашние задания и не забывайте тетрадь дома!


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ЗВУКИ Ш, Ж
Задание «БЛИНЧИК»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на
нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до
пяти—десяти.
Следить, чтобы кончик языка не загибался.
Задание «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передник краем языка облизать
верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в
рот, к центру нёба.
Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края
скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не
натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх -
она должна быть неподвижной.
Задание «ЧАШЕЧКА»
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу,
боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до
пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
Задание «ГРИБОК»
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу
(язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до5-10. язык
будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка -
его ножку.
Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу
(ни одно половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы.
При повторении упражнения рот надо открывать шире.
Задание «ФОКУС»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так,
чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку,
положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка
полетит вверх.
Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в
которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Роль дыхательной гимнастики

Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Очень часто у детей с нарушениями речи встречается и нарушение речевого дыхания. Работа, направленная на развитие дыхания детей старшего дошкольного возраста, помогает сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной. При выполнении упражнений дыхательной гимнастики следим за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, не напрягал плечи, шею. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.

Дыхательные игровые упражнения

Футбол

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: два кубика или карандаша, ватный шарик или легкий маленький мячик.

Ход игры. Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша – размещаются на столе для занятий.

Вариант № 1. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками. Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Вариант № 2. Через несколько занятий усложните упражнение: пусть ребенок дует на шарик, положив распластанный язык на нижнюю губу. Воздушная струя должна проходить посередине языка. Под воздействием воздушной струи посередине языка образуется желобок. Упражнение хорошо подготавливает артикуляционный аппарат к вызыванию свистящих звуков.

Подуем на султанчики

Оборудование: бумажные султанчики (метелочки). Можно использовать готовые султанчики или самостоятельно изготовить пособие Упражнение может выполняться как стоя, так и сидя. Ребенку предлагают подуть на получившийся султанчик. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Снегопад

Оборудование: рыхлые ватные комочки.

Ход игры. Упражнение выполняется стоя. Сделайте снежинки из ваты(рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите ≪снежинку≫ на ладошку ребенку. Пусть он сдует ее.Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Листопад

Оборудование: разноцветные листья из цветной бумаги (осенью можно использовать настоящие листья деревьев).

Ход игры. Вырежьте из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, березовые. Предложите ребенку устроить листопад, сдувая листочки аналогично снежинкам с ладони.

Кораблик

Оборудование: бумажный кораблик.

Ход игры. Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу, что для того чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно, щеки не надувать.

Шторм в стакане

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование: соломинка для коктейля и стакан с водой.

Ход игры. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в улыбке губы. Выдох совершается через трубочку для коктейля, конец которой опущен в наполовину заполненный водой стакан. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Задуй свечу

Оборудование: свеча, хорошо закрепленная в подсвечнике.

Ход игры. Предложите ребенку задуть горящую свечу одним сильным выдохом. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью. Ребенку предоставляется несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла, снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.

Блок II

Упражнения для развития грудобрюшного типа дыхания

Представленные ниже упражнения целесообразно выполнять детям с тяжелыми нарушениями речи (заикание, дизартрия, ринолалия, алалия).

Целью этих упражнений является развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.

Длительность каждого упражнения 4–5 минут. Каждое упражнение рекомендуется отрабатывать в течение одной недели.

Упражнение № 1

• Упражнение выполняется в положении лежа.

• Взрослый кладет ребенку на живот в области диафрагмы легкую игрушку (например, небольшую пластмассовую рыбку).

• Взрослый предлагает ребенку посмотреть, как игрушка поднимается, когда он делает вдох, и опускается, когда ребенок делает выдох.

• Ребенок делает вдох. В это время он следит глазами за подниманием игрушки.

• Затем ребенок делает выдох и следит за опусканием игрушки вслед за расслаблением диафрагмы.

Упражнение № 2

• Упражнение выполняется в положении лежа.

• Ребенок кладет ладонь на то место, где раньше лежала игрушка (область диафрагмы).

• Ребенок делает вдох и с помощью ладони ощущает, как живот поднимается вверх.

• Затем ребенок делает выдох и следит, как живот опускается вниз.

Упражнение № 3

• Упражнение выполняется в положении сидя.

• Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы.

• Ребенок делает вдох и с помощью ладони ощущает, как живот поднимается.

• Затем ребенок делает выдох и следит, как живот опускается.

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Сели бегемотики,

Потрогали животики,

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение № 4

• Упражнение выполняется в положении стоя перед большим зеркалом.

• Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы.

• Ребенок делает вдох и с помощью ладони ощущает, как живот поднимается.

• Затем ребенок делает выдох и следит, как живот опускается.

Блок III

Упражнения для работы над дифференцированным дыханием

Ныряльщики

Цель: учить ребенка делать вдох ртом, а выдох носом, выработка дифференцированного дыхания.

Ребенок, разводя руки в стороны, делает вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая (≪опускаясь под воду≫), делает выдох носом. Упражнение выполняется не больше двух-трех раз.

Надуй игрушку

Цель: учить ребенка делать вдох носом, а выдох ртом, выработка дифференцированного дыхания.

Для упражнения понадобиться небольшая надувная игрушка, которую можно надуть за 3–4 выдоха. Взрослый показывает ребенку, как надо надувать игрушку: набирает воздух через рот и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Затем педагог предлагает ребенку самостоятельно надуть игрушку.

Блок IV

Упражнения и игры для выработки фонационного дыхания

Фонационное (речевое) дыхание – это дыхание во время речи. Для его выработки необходимы упражнения для развития диафрагмального дыхания. В приведенных ниже упражнениях основное внимание детей направляется не на вдох, а на звучание голоса в процессе выдоха.

Веселые звуки

Цель: развитие правильного выдоха, пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.

Ход игры: сначала логопед предлагает детям вместе с ним спеть ≪песенки≫ гласных звуков. Вот первая песенка: ≪“А-А-А”. Наберите побольше воздуха, вдохните воздух (вдох выполняется полуоткрытым ртом). Песенка должна получиться длинная≫. Во время игры логопед следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А,У, постепенно количество ≪песенок≫ можно увеличивать. Звуки можно пропевать по одному. Можно объединять их в сочетания. Например: ≪АУ≫, ≪УА≫, ≪АОУ≫ и т.д.

Сдуй шарик

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

Ход игры: Исходное положение: стоя на ковре, руки расставлены широко в стороны. Логопед предлагает детям произнести длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце произнесения звука дети должны обнять себя за плечи – шарик сдулся. Добирать воздух нельзя. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Змейка

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш (упражнение выполняется при условии правильного произнесение звука Ш ребенком).

Ход игры: логопед предлагает детям поиграть в змей. Вылезли змейки из нор, греются на солнышке и шипят: ≪Ш-Ш-Ш≫. Игра может проводиться как стоя, так и сидя. Логопед напоминает детям, что следует вдохнуть побольше воздуха носом и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш воздух добирать нельзя.

Жуки

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ж (упражнение выполняется при условии правильного произнесение звука Ж ребенком).

Ход игры: Исходное положение: ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает поиграть ребенку в жуков. Поворачивая корпус то вправо, то влево, ребенок длительно произносит звук: ≪Ж-Ж-Ж≫. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Насос

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С (упражнение выполняется при условии правильного произнесение звука С ребенком).

Ход игры: логопед предлагает детям накачать шину насосом. Упражнение проводится стоя и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса машины при помощи насоса. Логопед показывает детям движения насоса и объясняет, что воздух необходимо выдыхать постепенно и плавно, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Веселая песенка

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов: ≪ЛЯ-ЛЯ≫.

Оборудование: кукла.

Ход игры: логопед предлагает ребенку спеть вместе с куклой веселую песенку: ≪Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: “Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!” Давайте споем вместе с Катей≫. Во время пения логопед следит, чтобы дети делали вдох через полуоткрытый рот и произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки – подряд 6–9 слогов.

Волшебные слоги

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение нараспев слога на выдохе.

Речевой материал: используются слоги, состоящие из звуков, хорошо произносимых детьми (МА, МО, МУ, МЫ, МИ; НА, НО, НУ, НЫ, НИ и др.).

Ход игры: Дети принимают исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч. Логопед предлагает детям произнести слоги6: ≪Сейчас мы будем произносить волшебные слоги. Волшебные они потому, что из них образуются слова. Послушайте, как я произнесу волшебный слог (логопед выполняет вдох через полуоткрытый рот с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, медленно опускает руку, нараспев произносит слог, например, “МА”). А теперь произносим вместе≫.

Волшебные слова

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение нараспев слова на выдохе.

Речевой материал: используются слова: МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т.д.

Ход игры: Дети принимают исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч. Термин ≪слог≫ логопед употребляет в том случае, если детям знакомо понятие слога. Если дети не знакомы с этим понятием, можно пользоваться термином ≪звуки≫. Логопед предлагает детям составлять из волшебных слогов слова и произносить их: ≪Послушайте, как у меня это получится (логопед выполняет вдох через полуоткрытый рот с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, опуская руку, нараспев произносит слово, например, “МА-А-МА-А”). А теперь произносим вместе≫. В течение одного занятия каждое слово пропевается 4–5 раз.

Паровозик

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение нараспев на выдохе фразы, состоящей из двух слов.

Речевой материал: используются фразы, включающие двусложные и трехсложные слова, например: ≪МАМА МЫЛА≫, ≪МИЛА ШИЛА≫, ≪МАША ЕЛА≫, ≪ДЕТИ ЗАПЕЛИ≫ и т.д.

Ход игры: Дети принимают исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч. Логопед предлагает детям произнести одно из слов, которое изучали раньше, затем присоединить к нему второе слово (≪словно вагончик присоединили к паровозику≫) и будет фраза: ≪Получится, словно паровозик с вагончиком едут вместе. Послушай, как это сделаю я (логопед выполняет вдох через полуоткрытый рот с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе, опуская руку, нараспев произносит фразу, например: ≪МА-А-МА-А МЫ-Ы-ЛА-А≫) А теперь произносим все вместе≫.

Невероятные преимущества нейроупражнений: попробуйте одной рукой!”

Нейроупражнения - это не просто забавные занятия, они приносят множество преимуществ для нашего мозга и тела. В этой статье мы поговорим о том, почему нейроупражнения стоит попробовать одной рукой и какие преимущества они дают.

            1.         Улучшение когнитивных функций

            2.         Повышение уровня концентрации и внимания

            3.         Снижение уровня стресса и тревожности

            4.         Улучшение координации движений и мелкой моторики

            5.         Развитие гибкости мышления и креативности

Нейроупражнения не только увлекательны, но и полезны для нашего здоровья. Попробуйте выполнять их одной рукой, чтобы усилить эффект и разнообразить свои тренировки.

Фонематический слух основа правильной речи детей

Фонематический слух является одним из важных компонентов речевого развития ребенка. Он представляет собой способность к восприятию и различению звуков речи, а также к правильному их воспроизведению. Фонематический слух лежит в основе формирования правильного произношения, чтения и письма. Фонематический слух позволяет ребенку различать звуки, определять их количество и последовательность, а также анализировать звуки в словах и словосочетаниях. Благодаря этому умению ребенок может правильно понимать и воспроизводить услышанную речь.
Чтобы ребенок умел хорошо дифференцировать звуки родного языка, предлагаю поиграть с ним в игры.

1. “Угадай звук” - ребенку предлагается закрыть глаза и прислушаться к различным звукам вокруг (например, звук воды, звук ветра, звук машин). Затем ребенок должен описать услышанные звуки.
2. “Найди звук” - ребенок должен найти предмет, который издает определенный звук (например, колокольчик, погремушка, барабан).
3. “Поймай звук” - игра с мячом, в которой ребенок должен ловить мяч, когда услышит заданный звук.
4. “Собери слово” - из предложенных букв ребенок должен составить слово, которое обозначает предмет с определенным звуком.
5. “Повтори звук” - взрослый издает звук, а ребенок должен его повторить.
6. “Испорченный телефон” - дети передают друг другу слово или фразу шепотом на ухо, последний ребенок произносит услышанное, а затем все сравнивают с исходным вариантом.
7. “Звуковая дорожка” - на бумаге нарисована дорожка с изображением разных предметов, ребенку нужно провести линию от каждого предмета к его звуковому символу (кружок, квадрат, треугольник).